vip-Волга

«Родина-мать зовет!»

vip-Волгоград:  Шоу-бизнес   |  Спорт   |  Политика   |  Бизнес   |  Культура   |  Наука   |  Религия   |  Хобби   |  Уникумы   |  История
 ТОП: МУЗЫКА

группа PLAZMA
Роман Черницын,
Максим Постельный


Ирина Дубцова

Александра Пахмутова

Сергей Сарычев

София Тайх

больше  звезды шоу-бизнеса Волгограда и области 

 ТОП: КИНО и ТВ

Татьяна Веденеева

Вера Сотникова

Татьяна Ташкова

Елена Степаненко

Ирина Апексимова

больше  звезды шоу-бизнеса Волгограда и области 

 ТОП: СПОРТ

Елена Исинбаева

Роман Павлюченко

Евгений Алдонин
и Юлия Началова


Максим Бузникин
и Алина Кабаева


Максим Опалев

больше  звезды спорта Волгограда и области 

 ТОП: ПОЛИТИКА

Николай Максюта

Роман Гребенников

Алевтина Апарина

Олег Михеев

Олег Савченко

больше  звезды политики Волгограда и области 

 ТОП: БИЗНЕС

Роман Созаруков

Юрий Сударев

Виктор Азаров

Имамверди Джафаров

Владимир Осьмаков

больше  звезды бизнеса Волгограда и области 

 ТОП: УНИКУМЫ

Светлана Панкратова - самые длинные ноги в мире

Владимир Головлев - всегда ходит без одежды

Николай Агарков - художник без рук и ног

Михаил Гольдреер - первый в мире нарастил ноги

Геннадий Белимов - охотник за инопланетянами

больше  удивительные люди Волгограда и области 

 ДОСКА ПОЧЕТА

Почетные граждане Волгограда

Почетные граждане Волжского

Почетные граждане Камышина

Почетные граждане Волгоградской области


 

  Искусство

  Силовики

  Религия

  Хобби

  Наука и образование

  История Волгограда

  Путешественники
о Царицыне


  Памятные даты Волгоградской области

Мамаев курган Родина-мать зовет!
Мамаев курган Родина-мать зовет!
Мамаев курган Родина-мать зовет!

Скульптура «Родина-мать зовет!»

Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане представляет собой многометровую фигуру женщины, стремительно шагнувшей вперед с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом. В художественном смысле статуя представляет собой современную интерпретацию образа античной богини победы Ники, которая призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление.

Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967. Скульптура на момент создания стала самым высоким в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах.

Технические данные

Скульптура сделана из блоков предварительно напряжённого бетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).

Общая высота памятника — 85 метров. Он покоится на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры — 52 метра (масса — свыше 8 тысяч тонн).

Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть cкрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске.

Толщина железобетонных стен скульптуры составляет всего 25-30 сантиметров. Внутри жёсткость каркаса поддерживается более чем сотней тросов.

Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн. Меч был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. На сильном ветру меч раскачивался, а листы гремели. Поэтому в 1972 году лезвие заменили на другое — целиком состоящее из фторированной стали. А от проблем с ветром избавились с помощью жалюзи в верхней части меча.

Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным — автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни. Ночью статуя освещается прожекторами.

Скульптурная красота

Мамаев курган Родина-мать зовет!
Мамаев курган Родина-мать зовет!
Валентина Изотова
Валентина Изотова позировала для скульпторов Родины-матери
Нина Думбадзе
метательницу диска Нину Думбадзе также называют одной из прототипов Родины-матери

"Financial Times" от 17.11.2003 г.

68-летняя Валентина Изотова была моделью при создании знаменитого российского мемориала "Родина-мать". Почти 40 лет она не говорила о том, что участвовала в его создании.

- Могла ли я отказать, когда скульпторы попросили меня позировать для статуи в память об огромных потерях, понесенных Красной армией в Сталинграде? Но я была в ужасе, когда они заявили, что я должна позировать обнаженной.

Было начало 1960-х, и порядочные женщины не раздевались ни перед кем, кроме своих мужей. Художники, даже такие уважаемые и известные, как Лев Майстренко, работавший над мемориалом, для 26-летней женщины ничего не значили.

Ко мне обратился именно Лев. Я работала официанткой в главном ресторане города "Волгоград" - он и сейчас там - и обычно обслуживала зал, зарезервированный для высокопоставленных партийных функционеров и делегаций. Лев сказал, что я прекрасна и воплощаю в себе все физические и нравственные качества идеальной советской женщины. Конечна, я была польщена, как же иначе?

Любопытство взяло верх, и я согласилась позировать. Никто из нас и представления не имел, какой знаменитой станет "Родина-мать". Волгоград (бывший Сталинград) известен этой скульптурой так же, как и разыгравшимся здесь сражением.

Моему мужу не понравилось, что я буду позировать группе художников, присланных из Москвы. Он был ужасно ревнивым и возил меня на каждый сеанс в студию, которую они устроили на старом заводе газовых аппаратов.

Через некоторое время это стало такой же работой, как любая другая, я почти не думала о том, что стою в купальнике, и радовалась тому, что мне платят три рубля в день, поскольку тогда это была приличная сумма. Но только через полгода я наконец подалась на уговоры скульпторов снять лифчик и обнажить грудь. Но это было все. Я была непоколебима в своей решимости сохранить остатки скромности и не позировать совсем обнаженной. Это было немыслимо.

Никто кроме родственников и самых близких друзей об этом не узнал. Вскоре после того, как сеансы закончились, я поехала получать первое высшее образование: у меня два диплома - экономиста и инженера. Затем я уехала из Волгограда и стала жить и работать в Норильске.

После открытия мемориала в 1967 году я мало об этом думала и жила своей жизнью.

Домой я приехала в начале 90-х. Хорошо помню долгое путешествие на поезде, потому что началась гиперинфляция, и солидная сумма, с которой я села в вагон, обратилась почти в ничто, пока я доехала.

Время было нелегкое. Как и многие другие, я доверилась пирамидам и вложила туда все деньги и ваучеры. Конечно, это оказалось обманом, и многие простые люди потеряли все. Так я занялась социальной и политической деятельностью. Сегодня я директор благотворительного фонда, который защищает права обманутых вкладчиков, и участвую в декабрьских выборах в Думу как кандидат от "Единой России". Возможно, по этой причине я решила нарушить молчание, длившееся почти 40 лет.

В последние годы скульптура становится все более известной, ее изображение можно увидеть повсюду. Люди узнают меня на улицах, не сразу, я уже не стройная девушка, какой была когда-то, но черты лица до сих пор узнаваемы. Родина-мать стоит уже почти 40 лет, меч символизирует защиту нашей родины, рукой она посылает солдат вперед. Это не совсем я, но я считаю, что какая-то часть меня в ней есть.

Я больше не стыжусь того, что раздевалась, я горжусь тем, что сделала, горжусь жертвой, которую принесла Россия, чтобы защитить себя в те страшные дни. Во время войны я была очень мала, но помню, как нас с матерью эвакуировали из Сталинграда. Мы провели два года на Украине, спали в сараях. Шок, который я испытала в 1943 году, вернувшись домой, в уничтоженный войной город, до сих пор во мне. Я никогда не забуду первую зиму, мы учились в школе, где не было крыши.

Россиянам до сих пор нужны защитники. Не думаю, что меня выберут в декабре, но я использую ту частичку славы, которая дает мне Родина-мать, чтобы бороться за права простых людей.

hronograf.narod.ru

Впоследствии черты лица статуи были изменены: в качестве прототипов называют жену скульптора Вучетича Веру и метательницу диска Нину Думбадзе, однако фигура Родины-матери – это вылитая Валентина Изотова.

grandsmeta.ru

КАК ВАЯЛИ "РОДИНУ-МАТЬ

Едва в Сталинграде стихла канонада, благодарная страна задумалась о том, каким должен быть памятник творцам этой великой победы. Чертежи и эскизы присылали не только профессионалы, но и люди совершенно иных профессий. Одни отправляли их в академию художеств, другие в Государственный комитет обороны, кто-то лично товарищу Сталину. Причем все видели будущий памятник грандиозным, невиданных размеров, под стать значению самой победы.

Всесоюзный конкурс объявили сразу же после войны. Участвовали все видные советские зодчие и архитекторы. Итоги подвели десять лет спустя. Хотя мало кто сомневался что выиграет лауреат Сталинской премии Евгений Вучетич. Он к тому времени уже создал мемориал в берлинском Трептов-парке и пользовался доверием первых лиц государства. 23 января 1958 года Совет министров СССР принял решение о начале строительства памятника-ансамбля на Мамаевом кургане. В мае 1959-го стройка закипела.

По ходу строительства Вучетич не раз вносил изменения в проект. Малоизвестный факт: поначалу главный монумент ансамбля должен был выглядеть совершенно иначе. На вершине кургана автор хотел поставить скульптуру "Родины-матери" с красным знаменем и коленопреклоненным бойцом. К ней по первоначальному замыслу вели две монументальные лестницы. Их успели построить, когда Вучетич пошел к Хрущеву, тогдашнему лидеру страны, и убедил его, что будет лучше, если к вершине люди станут подниматься по дорожке-серпантину.

Но это далеко не все изменения, что мэтр внес в уже готовый проект. О том, как все это происходило, мне рассказала Валентина Клюшина, бывшая многие годы заместителем директора мемориала. В годы создания комплекса она работала в Волгоградском горисполкоме и курировала стройку.

- "Родину-мать" Вучетич решил оставить одну. Убрал он и помпезный постамент, практически повторяющий тот, на котором стоит его Солдат-победитель в Трептов-парке. Главная фигура стала выше - 36 метров. Но и этот вариант просуществовал недолго. Едва строители успели сделать фундамент, как автор увеличил размеры скульптуры. До 52 метров! В соревновании сверхдержав надо было, чтобы главный монумент СССР оказался выше, чем американская статуя Свободы. Пришлось срочно "пригружать" фундамент, чтобы он выдержал 85-метровую (вместе с мечом) скульптуру, весящую 8 тысяч тонн. В насыпь тогда уложили 150 тысяч тонн земли. А поскольку сроки поджимали, в помощь бригадам выделили военный батальон.

Неувязочка вышла и с нынешним Залом воинской славы. Там предполагалось установить полотно панорамы. Едва "коробку" здания выстроили, Вучетич решает, что панораму надо разместить отдельно. Что затем и сделали. А в готовом сооружении по периметру стен расположились мозаичные знамена с фамилиями павших защитников города. Этот вопрос автор тоже быстро провел через ЦК КПСС.

С этими самыми знаменами тоже произошел конфуз. Вот что рассказала Клюшина:

- Работали с мозаикой мастера из Ленинграда. А художественное стекло поставляли из украинского города Лисичанска. Мозаичники выкладывали интерьер по мере поступления материала. Когда же все было готово и сняли леса, все ахнули. Тона на стене настолько отличались, что она напоминала шахматную доску. Близился срок сдачи объекта. И Вучетичу ничего не оставалось, как позвонить "наверх". На этот раз Брежневу. Тот тут же набрал первому секретарю ЦК компартии Украины Шелесту и объяснил ему задачу. Словом, через несколько дней машины доставили в Волгоград новое стекло.

Теперь представьте: на дворе июнь, до открытия мемориала остается четыре месяца. А надо снова восстановить леса, подготовить и уложить более тысячи квадратных метров разноцветных стеклянных кусочков. Тут очень помог легендарный командующий 62-й армией Василий Чуйков. Он, между прочим, был у Вучетича главным консультантом проекта. В распоряжение штаба стройки откомандировали 500 солдат. Работали бойцы по-стахановски. Уже через три недели интерьер зала обрел задуманный вид.

Но это не все трудности, с которыми столкнулись создатели комплекса. В один из весенних дней того же 1967 года критическая ситуация сложилась с 33-метровым мечом.

...Как обычно, главный инженер "Волгоградгидростроя" Юрий Абрамов утром шел на работу в штаб. На пути ему попалась стайка мальчишек, спорящих... отчего так сильно раскачивается меч в руке "Родины-матери"? Абрамов поднял голову и ужаснулся. Немедля провели оперативку, а уже на следующий день приехала специальная комиссия из Москвы. Скоро выяснилось, что проектировщики не учли данные многолетних наблюдений за розой ветров. Вот и получилось, что меч оказался развернут плашмя по отношению к ветру. Срочно пришлось делать в нем несколько отверстий, чтобы он мог свободно продуваться. Кроме того, комиссия вообще рекомендовала заменить тяжелый титановый меч на более легкий стальной.

На самом финише стройки потребовалось 50 мощных прожекторов для подсветки скульптуры. Их нигде не могли достать. Страна в то время готовилась отметить 50-летие Октября - и все, что производилось, по разнарядкам уходило в Москву и Ленинград. Клюшину командировали в столицу к председателю Мосгорисполкома Промыслову. Тот сказал, что Москва помочь не в силах. И посоветовал поезжать на завод-изготовитель. И Клюшина рванула в город Гусев, что в Калининградской области. Директор "Электромаша" на просьбу тоже только руками развел. Потом подумал и предложил Валентине выступить по заводскому радио перед рабочими и попросить их поработать сверх нормы. Организовали две дополнительные смены и прожектора "Сайра" ушли в Волгоград. 15 октября 1967 года памятник-ансамбль был торжественно открыт.

Восемь лет и пять месяцев продолжалась стройка. Еще сорок лет стоит мемориал. Он всегда выглядел достойно. Даже тогда, когда все в стране рушилось и приходило в негодность, на кургане была аккуратно подстрижена трава. Но только люди, работающие здесь, знают, чего стоит этот порядок. И как приходится выбивать деньги у начальства всех рангов, чтобы латать и ремонтировать огромное уникальное хозяйство.

Сейчас вот нужны деньги на реконструкцию главного монумента. Кто-то неосторожно высказался, что, мол, "Родина-мать" так накренилась, что скоро может упасть. Чушь это. "Любое сооружение такого типа, - говорит директор мемориала, генерал в отставке Владимир Берлов, - может наклоняться. Это даже предусматривается проектировщиками. Скажем, проект нашего монумента рассчитан на отклонение 272 миллиметра. Фигура, - продолжает Берлов, - постоянно обследуется на предмет образования трещин, шероховатостей, анализируется ее положение. А анализ сколов бетона, проведенный в немецкой лаборатории, показал отличное состояние конструкции и наличие необходимого запаса прочности. Изнутри она поддерживается 99 канатами натяжения. Поверьте, утверждает директор, эта система ни за что не позволит монументу накрениться до критического уровня".

www.trud.ru



Мамаев курган >>

Герои Сталинграда >>

Стихи о Сталинграде >>

Герои Сталинградской битвы, чья память увековечена на Мамаевом кургане >>

Высота Родины-матери

Общая высота памятника — 85 метров. Высота женской фигуры — 52 метра (масса - 8 000 тонн).

Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн.

Какая из статуй выше родина-мать в Волгограде или Христа в Рио Де Жанейро?

Точные размеры статуи Христа Искупителя составляют: высота — 30 метров, пьедестал — 8 м; вес — 1145 тонн; размах рук — 30 метров.

Высота Статуя Свободы

Высота Статуи Свободы от основания до факела 46,05 м, высота от земли до вершины факела 92,99 м.

Почему ступеней 200?

От подножия кургана до его вершины, посетитель проходит 200 гранитных ступеней высотой 15 см, шириной 35 см. Ступеней 200, так как Сталинградская битва продолжалась именно двести огненных дней и ночей.

mamayevhill.volgadmin.ru

плакат «Родина-мать зовет!»

плакат Ираклия Тоидзе Родина-мать зовет!
плакат Ираклия Тоидзе "Родина-мать зовет!"
В конце июня 1941 года увидело свет, пожалуй, главное графическое произведение Великой Отечественной войны, вошедшее в дальнейшем во все учебники истории - плакат Ираклия Тоидзе "Родина-мать зовет". По собственному признанию художника, идея создания собирательного образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла ему в голову совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком "Война!". Пораженный выражением ее лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра. В дальнейшем само понятие "Родина-Мать" стало едва ли не краеугольным камнем всей советской пропаганды, воплотившись в бесчисленных подражаниях и перекочевав в смежные области изобразительного искусства, в том числе монументального.

vip.lenta.ru

Гостевая книга   |   E-mail   |   Ссылки    |    Добавить в избранное